Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::ОКТЯБРЬ::}

Забытый участник забытой экспедиции

ведет машину вдоль восточного побережья горной страны с многочисленными фиор­дами и покрытыми льдом глу­бокими заливами. В четырех местах Уилкинс принял их за проливы и сделал ошибочное за­ключение, будто Земля Грейама состоит из группы островов. (Спу­стя девять лет другие исследо­ватели точно определили, что Земля Грейама — единый полу­остров Антарктиды.) За 71-й па­раллелью самолет прошел над невысоким и обширным ледни­ковым выступом. Уилкинс зари­совал эту территорию в виде части материка и назвал Землей Херста. Израсходовав почти по­ловину горючего, пошли обрат­ным курсом. Вернувшись на Десепшен, Уилкинс сказал товари­щам: «За пять с половиной ча­сов полета мы увидели больше, чем все вместе взятые путеше­ственники, побывавшие здесь за сто с лишним лет». Через несколько месяцев Уил­кинс уже идет с английской ан­тарктической экспедицией. В кон­це 1929 г. он летит на гидро­плане в юго-восточную часть моря Беллинсгаузена, потом до­стигает 73-й параллели. Из четвертого путешествия на юг Уилкинс возвращается одер­жимый новой идеей: пройти на подводной лодке подо льдами Северного полюса из США в Ев­ропу. Значит, опять деньги, поиски покровителя... Чикагский миллионер Линкольн Элсуэрт, увлеченный полярными путешествиями, снаряжал экспе­диционное судно с самолетом на борту. Цель — пересечь Антарк­тиду по воздуху между морями Уэдделла и Росса. Элсуэрт при­гласил Уилкинса присоединиться к экспедиции. Так в конце 1935 г. полярному исследователю дове­лось снова увидеть горы Земли Грейама и провожать в дальний путь «Полярную звезду». На этом самолете канадский пилот Холлик Кеньон и Элсуэрт пере­секли континент от моря Уэддел­ла к морю Росса.

...В середине августа 1937 г. с подмосковного аэродрома стар­товал четырехмоторный самолет, на его борту шесть человек. Пикоты Сигизмунд Леваневский и Николай Кастанаев вели машину, в аляскинский город Фербэнкс, чтобы доказать реальность ком­мерческих рейсов по наиболее короткому пути — через центр Полярного бассейна. В высоких широтах они встретили мощную облачность; угроза обледенения вынудила подняться до 6000 мет­ров, машина шла над самыми облаками. Примерно через час после пересечения полюса эки­паж передал радиограмму: отка­зал правый крайний мотор, при трех двигателях высота снизи­лась до 4600 метров; пилоты вели машину вслепую, в сплош­ной облачности, подвергаясь опасности катастрофического об­леденения. Это была последняя весть; радио самолета замолкло, экипаж не отвечал на вызовы. Судьба шести отважных летчи­ков не оставила безучастным Уилкинса. Он обратился к совет­ским дипломатам в Вашингтоне с предложением организовать высокоширотные поиски со сто­роны северного побережья Аме­рики. Предложение было при­нято. Пилотировать летающую лодку взялся недавний герой Ан­тарктиды канадец Холлик Кеньон. 23 августа «Консолидейтед» достиг 78-й параллели, а спустя четверо суток — 83-й. Уилкинс и Кеньон совершили восемь высо­коширотных полетов; летали даже в период глубокой поляр­ной ночи — в середине января, а спустя месяц достигли наивыс­шей широты — 87°45'. Но они не оказались удачливее Водопья­нова, Спирина, Шевелева, Мош-ковского и многих других пилотов, самоотверженно искавших товарищей.

...Лишь несколько месяцев оста­валось до 70-летия Г. Уилкинса, когда ветеран, боровшийся с не­умолимым временем, пожелал сделать свой вклад в дело огром­ной важности — Международный геофизический год. Его повлекло в Антарктиду с той же силой, как в невозвратные молодые го­ды. Ведь он еще может быть по­лезен в разработке планов, по­дать дельный совет... В октябре 1957 г. Уилкинс

Оглавление