Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
ведет машину вдоль восточного побережья горной страны с многочисленными фиордами и покрытыми льдом глубокими заливами. В четырех местах Уилкинс принял их за проливы и сделал ошибочное заключение, будто Земля Грейама состоит из группы островов. (Спустя девять лет другие исследователи точно определили, что Земля Грейама — единый полуостров Антарктиды.) За 71-й параллелью самолет прошел над невысоким и обширным ледниковым выступом. Уилкинс зарисовал эту территорию в виде части материка и назвал Землей Херста. Израсходовав почти половину горючего, пошли обратным курсом. Вернувшись на Десепшен, Уилкинс сказал товарищам: «За пять с половиной часов полета мы увидели больше, чем все вместе взятые путешественники, побывавшие здесь за сто с лишним лет». Через несколько месяцев Уилкинс уже идет с английской антарктической экспедицией. В конце 1929 г. он летит на гидроплане в юго-восточную часть моря Беллинсгаузена, потом достигает 73-й параллели. Из четвертого путешествия на юг Уилкинс возвращается одержимый новой идеей: пройти на подводной лодке подо льдами Северного полюса из США в Европу. Значит, опять деньги, поиски покровителя... Чикагский миллионер Линкольн Элсуэрт, увлеченный полярными путешествиями, снаряжал экспедиционное судно с самолетом на борту. Цель — пересечь Антарктиду по воздуху между морями Уэдделла и Росса. Элсуэрт пригласил Уилкинса присоединиться к экспедиции. Так в конце 1935 г. полярному исследователю довелось снова увидеть горы Земли Грейама и провожать в дальний путь «Полярную звезду». На этом самолете канадский пилот Холлик Кеньон и Элсуэрт пересекли континент от моря Уэдделла к морю Росса.
...В середине августа 1937 г. с подмосковного аэродрома стартовал четырехмоторный самолет, на его борту шесть человек. Пикоты Сигизмунд Леваневский и Николай Кастанаев вели машину, в аляскинский город Фербэнкс, чтобы доказать реальность коммерческих рейсов по наиболее короткому пути — через центр Полярного бассейна. В высоких широтах они встретили мощную облачность; угроза обледенения вынудила подняться до 6000 метров, машина шла над самыми облаками. Примерно через час после пересечения полюса экипаж передал радиограмму: отказал правый крайний мотор, при трех двигателях высота снизилась до 4600 метров; пилоты вели машину вслепую, в сплошной облачности, подвергаясь опасности катастрофического обледенения. Это была последняя весть; радио самолета замолкло, экипаж не отвечал на вызовы. Судьба шести отважных летчиков не оставила безучастным Уилкинса. Он обратился к советским дипломатам в Вашингтоне с предложением организовать высокоширотные поиски со стороны северного побережья Америки. Предложение было принято. Пилотировать летающую лодку взялся недавний герой Антарктиды канадец Холлик Кеньон. 23 августа «Консолидейтед» достиг 78-й параллели, а спустя четверо суток — 83-й. Уилкинс и Кеньон совершили восемь высокоширотных полетов; летали даже в период глубокой полярной ночи — в середине января, а спустя месяц достигли наивысшей широты — 87°45'. Но они не оказались удачливее Водопьянова, Спирина, Шевелева, Мош-ковского и многих других пилотов, самоотверженно искавших товарищей.
...Лишь несколько месяцев оставалось до 70-летия Г. Уилкинса, когда ветеран, боровшийся с неумолимым временем, пожелал сделать свой вклад в дело огромной важности — Международный геофизический год. Его повлекло в Антарктиду с той же силой, как в невозвратные молодые годы. Ведь он еще может быть полезен в разработке планов, подать дельный совет... В октябре 1957 г. Уилкинс