Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::ОКТЯБРЬ::}

Организованная антропосфера

». Система районов с ясно выра­женными функциями и центра­ми позволит нам правильно раз­мещать не только производ­ственные предприятия, но и учреждения культуры. Аналогичным образом может быть построена система транс­порта и связи. Даже если каж­дый житель земли будет иметь индивидуальный летательный аппарат, который сможет вер­тикально взлетать и приземлять­ся в любом месте, все равно за­грузка атмосферы миллиардами

аппаратов потребует такого жест­кого регулирования движения, ограничения скоростей и выде­ления специальных трасс, что индивидуальный транспорт по­теряет все свои преимущества, как это случилось с автомоби­лями в центрах больших городов Америки и Западной Европы. Скоростные массовые перевозки людей по всему земному шару могут совершаться только обще­ственным транспортом. Но где же располагать остано­вочные пункты и пересадочные узлы, как не в центрах узловых районов, где сконцентрировано большинство потребителей транс­порта? Межконтинентальные пас­сажирские ракеты будут при­земляться в центрах материков или в местах наибольшей кон­центрации населения; скорост­ные самолеты — в местах, где это скопление поменьше, или в центрах крупных географиче­ских районов. Третью ступень составят самолеты помедленнее, вертолеты, скоростные рельсо­вые дороги; четвертую — элек­трический автобус, останавли­вающийся в центре каждого жилого микрорайона; пятую — пешая ходьба, дополняемая эска­латорами, лифтами. Возникает интересный парадокс: воротами района, связывающими его с внешним миром, в век авиации и безостановочных экс­прессов служат не пограничные пункты, а центр. Уже сейчас множество иностранцев, поль­зуясь авиацией, попадают непосредственно в столицы, с кото­рых начинают путь по стране. Столица страны, центр района, работает как насос, как сердце: собирает, выкачивает грузы, пас­сажиров, информацию из капил­ляров периферии, перерабаты­вает их, сортирует и снова разгоняет по капиллярам или передает по межрайонной арте­рии-магистрали другому сердцу, которое распределяет транспор­тируемые вещи по подчиненной ему сети.

С прогрессом техники все боль­шее число природных процессов и тел будет вовлекаться в управ­ляемое народное хозяйство. Под­ключив к природе свои машины, как хирург подключает к крове­носной системе больного искус­ственное сердце, люди станут перекачивать из района в район воду и воздух, помогая течениям и ветрам, подвозить рыб к ме­стам нереста, то есть переведут часть природного круговорота веществ на искусственные тран­спортные средства. А это невоз­можно без автоматизации и централизованного управления. Таким образом, вся антропосфе­ра будет функционировать как единый сверхорганизм, как но­вая сверхмашина, работающая на благо человечества.

 

123[4]
Оглавление