Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
». Система районов с ясно выраженными функциями и центрами позволит нам правильно размещать не только производственные предприятия, но и учреждения культуры. Аналогичным образом может быть построена система транспорта и связи. Даже если каждый житель земли будет иметь индивидуальный летательный аппарат, который сможет вертикально взлетать и приземляться в любом месте, все равно загрузка атмосферы миллиардами
аппаратов потребует такого жесткого регулирования движения, ограничения скоростей и выделения специальных трасс, что индивидуальный транспорт потеряет все свои преимущества, как это случилось с автомобилями в центрах больших городов Америки и Западной Европы. Скоростные массовые перевозки людей по всему земному шару могут совершаться только общественным транспортом. Но где же располагать остановочные пункты и пересадочные узлы, как не в центрах узловых районов, где сконцентрировано большинство потребителей транспорта? Межконтинентальные пассажирские ракеты будут приземляться в центрах материков или в местах наибольшей концентрации населения; скоростные самолеты — в местах, где это скопление поменьше, или в центрах крупных географических районов. Третью ступень составят самолеты помедленнее, вертолеты, скоростные рельсовые дороги; четвертую — электрический автобус, останавливающийся в центре каждого жилого микрорайона; пятую — пешая ходьба, дополняемая эскалаторами, лифтами. Возникает интересный парадокс: воротами района, связывающими его с внешним миром, в век авиации и безостановочных экспрессов служат не пограничные пункты, а центр. Уже сейчас множество иностранцев, пользуясь авиацией, попадают непосредственно в столицы, с которых начинают путь по стране. Столица страны, центр района, работает как насос, как сердце: собирает, выкачивает грузы, пассажиров, информацию из капилляров периферии, перерабатывает их, сортирует и снова разгоняет по капиллярам или передает по межрайонной артерии-магистрали другому сердцу, которое распределяет транспортируемые вещи по подчиненной ему сети.
С прогрессом техники все большее число природных процессов и тел будет вовлекаться в управляемое народное хозяйство. Подключив к природе свои машины, как хирург подключает к кровеносной системе больного искусственное сердце, люди станут перекачивать из района в район воду и воздух, помогая течениям и ветрам, подвозить рыб к местам нереста, то есть переведут часть природного круговорота веществ на искусственные транспортные средства. А это невозможно без автоматизации и централизованного управления. Таким образом, вся антропосфера будет функционировать как единый сверхорганизм, как новая сверхмашина, работающая на благо человечества.