Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Сергей Кулик
— Африканское
искусство? А есть ли такое?— полуудивленно, полуиронически
спросил меня в Касабланкском
порту дородный англичанин, услышав, что я еду в
Дакар, на первый фестиваль афронегритянского
искусства. Стоит ли ехать в это тропическое пекло, чтобы увидеть примитивные
пляски у костра да страшные маски, которые за
несколько пенсов можно купить на любом лондонском перекрестке... Я не стал
спорить с самоуверенным жителем туманного Альбиона.
Пожалуй, не столько он, сколько
«история с географией» повинны в его невежестве.
География потому, что природа тропической
Африки, кажется, для того и создана, чтобы уничтожать
творения человеческих рук. Даже
исключительно твердые и прочные породы дерева-любимого материала
африканских скульпторов — не могут противостоять
здесь разрушительному действию сырости. Если добавить
к этому безжалостные челюсти термитов и
мириады других зловредных существ, которые сверлят, подтачивают,
крошат, превращают в прах все, что поддается
им, то становится ясным,
сколь немногое донесло время до современных археологов, работающих к тому же в сложных условиях тропических лесов и болот.
История потому, что последние два-три столетия — это период, когда колонизаторы целенаправленно и сознательно разрушали, уничтожали, выхолащивали африканскую культуру. То, чего не коснулись сырость и насекомые, погибло в руинах и пепелищах. То же, что чудом выжило там, одним росчерком пера перечеркивалось, отрицалось буржуазными учеными...
В 1897 г. английские колониальные войска, сломив упорное сопротивление небольшого племени зверей захватили город Бенин в устье Нигера. Город подвергся варварской бомбардировке со стороны моря, большинство строений было уничтожено. Погиб и королевский дворец — величественное здание с башнями, увенчанными огромными скульптурами птиц. Среди его руин английские солдаты нашли несколько предметов из бронзы и слоновой кости. Вскоре эти произведения африканских умельцев через перекупщиков попали на витрины
музеев и антикваров Лондона и Парижа.
Появление скульптур из Бенина произвело настоящий фурор в европейских столицах. Реализм и тонкость исполнения, пластичность, сочетающаяся с удивительной строгостью и простотой,— все говорило о том, что авторы этих прекрасных творений имеют многовековые традиции и опыт. Существовала даже теория, трактовавшая искусство Бенина как «наследие исчезнувшей Атлантиды».