Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::ОКТЯБРЬ::}

В мире маски

Сергей Кулик

— Африканское     искусство?     А есть  ли  такое?— полуудивленно, полуиронически спросил меня в Касабланкском   порту   дородный англичанин, услышав, что я еду в   Дакар,   на   первый   фестиваль афронегритянского        искусства. Стоит ли ехать в это тропическое пекло, чтобы увидеть примитив­ные пляски у костра да страш­ные маски, которые за несколько пенсов можно купить на любом лондонском перекрестке... Я не стал спорить с самоуверен­ным жителем туманного Альби­она.   Пожалуй,   не   столько   он, сколько  «история  с географией» повинны в его невежестве. География  потому,  что  природа тропической    Африки,    кажется, для того и создана, чтобы унич­тожать    творения    человеческих рук.  Даже  исключительно  твер­дые и прочные породы дерева-любимого материала африканских скульпторов — не могут противо­стоять    здесь    разрушительному действию сырости. Если добавить к   этому   безжалостные   челюсти термитов и мириады других зло­вредных существ, которые свер­лят,   подтачивают,   крошат,   пре­вращают в прах все, что подда­ется   им,   то   становится   ясным,

сколь немногое донесло время до современных археологов, ра­ботающих к тому же в сложных условиях тропических лесов и болот.

История потому, что последние два-три столетия — это период, когда колонизаторы целенаправ­ленно и сознательно разрушали, уничтожали, выхолащивали аф­риканскую культуру. То, чего не коснулись сырость и насекомые, погибло в руинах и пепелищах. То же, что чудом выжило там, одним росчерком пера перечер­кивалось, отрицалось буржуазны­ми учеными...

В 1897 г. английские колониаль­ные войска,  сломив упорное  со­противление небольшого племени зверей   захватили   город   Бенин   в устье   Нигера.   Город   подвергся варварской бомбардировке со сто­роны   моря,   большинство   строе­ний  было  уничтожено.  Погиб  и королевский    дворец — величест­венное здание с башнями, увен­чанными огромными скульптура­ми птиц. Среди его руин англий­ские   солдаты   нашли   несколько предметов из бронзы и слоновой кости.  Вскоре  эти произведения африканских умельцев через пе­рекупщиков попали на витрины

музеев   и   антикваров    Лондона и Парижа.

Появление скульптур из Бенина произвело настоящий фурор в европейских столицах. Реализм и тонкость исполнения, пластич­ность, сочетающаяся с удиви­тельной строгостью и просто­той,— все говорило о том, что авторы этих прекрасных творений имеют многовековые традиции и опыт. Существовала даже теория, трактовавшая искусство Бенина как «наследие исчезнувшей Ат­лантиды».

[1]234
Оглавление