Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Исследования последних лет полностью доказали чисто африканское происхождение искусства Бенина. Находки образцов древнеафриканского искусства в долине Нок, к юго-западу от озера Чад, а также изучение терракотовых голов, найденных в районе города Ифе, неподалеку от Бенина, показывают, что еще задолго до появления европейцев на территории современной Нигерии расцвел один из крупнейших центров мирового изобразительного искусства.
В тропических лесах Конго и суровых песках Сахары, вежами оторванные от мира, лишенные возможности знакомиться с достижениями других цивилизаций, безвестные африканские ваятели шли своими собственными путями, использовали своеобразные приемы, но всегда приходили к единому, общечеловеческому результату: их искусство глубоко народно, гуманно, правдиво. Живо ли это народное искусство сегодня? Да. Удалитесь на сот-ню-другую километров от крупных городов, от проторенных дорог, туда, куда в свое время не успели добраться «просвещенные» колонизаторы. Здесь вы и сегодня встретите скульпторов-виртуозов, и руках которых оживают дерево и металл. В сьерра-леонийской деревне, что к северу от Фритауна, войдя в одну аз хижин, я замер от удивления. Все стены, пол, стоящие в углу нары были загромождены причудливыми масками. Загадочные блики от тлеющего в хижине очага, отражаясь на их полированной поверхности, придавали неповторимый, фантастический вид как бы застывшим в оцепенении лицам. Серьезные, сосредоточенные лики, геометрически смело вырубленные черты лица, непропорционально большие головы над крохотными туловищами. Примитив? Да полноте,- было бы попросту нечестно назвать это примитивом. Тончайшие психологические характеристики, порыв души, страсть, мудрость застыли в этих масках.
— А почему только маски? — разговорившись, спросил я у гостеприимного 78-летнего хозяина.
— Почему одни маски? — в раздумье повторил Джохэ. Это традиция, если хотите вера. Для нас, африканцев, маска, деревянная скульптура — это не украшение, а предмет поклонения, изображение почитаемого предка. А голова — это не только вместилище разума, но и души, место, куда душа может вернуться. Вот почему африканская скульптура — это прежде всего изображение головы — большой, заслоняющей все остальные детали. А чаще всего это одна голова — маска. Подлинная стихия маски — танец. В ритуальных плясках и жанровых хореографических сценках, воссоздающих картины повседневной жизни африканской деревни, повсюду маски украшают головы танцоров. Быть может, именно в танце ключ к пониманию некоторых масок, их затейливого убранства...
Танцы — это жизненная потребность африканцев, воспитывающая в них силу, ловкость, подготавливающая к борьбе с природой. Очень многие африканские пляски возникли в процессе трудовой деятельности, в частности во время полевых работ. Чарующие ритмы народной музыки, под аккомпанемент которой крестьяне обрабатывают свои поля, как бы сплачивают работающих, облегчают их коллективный труд. Если бы вы могли перенестись в тропические дебри, на гудящую от праздничного топота деревенскую площадь, окутанную мраком африканской ночи! Только здесь можно понять смысл, услышать биение сердца народного танца.