Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::ОКТЯБРЬ::}

В мире маски

Исследования   последних лет пол­ностью доказали чисто африкан­ское    происхождение    искусства Бенина. Находки образцов древнеафриканского  искусства в  до­лине Нок, к юго-западу от озера Чад, а также изучение террако­товых голов, найденных в районе города Ифе, неподалеку от Бени­на, показывают, что еще задолго до появления европейцев на тер­ритории    современной    Нигерии расцвел    один    из    крупнейших центров   мирового   изобразитель­ного искусства.

В тропических лесах Конго и су­ровых песках Сахары, вежами оторванные от мира, лишенные возможности   знакомиться   с  достижениями    других    цивилиза­ций, безвестные африканские ва­ятели шли своими собственными путями, использовали своеобраз­ные приемы, но всегда приходи­ли  к  единому,  общечеловеческо­му результату: их искусство глу­боко народно, гуманно, правдиво. Живо ли это народное искусство сегодня?   Да.   Удалитесь   на   сот-ню-другую   километров   от  круп­ных городов, от проторенных до­рог, туда,  куда  в  свое время  не успели     добраться     «просвещен­ные»   колонизаторы.  Здесь   вы  и сегодня   встретите    скульпторов-виртуозов, и руках которых ожи­вают дерево и металл. В сьерра-леонийской деревне, что к   северу   от  Фритауна,   войдя  в одну аз хижин, я замер от удив­ления. Все стены, пол, стоящие в углу   нары   были   загромождены причудливыми масками. Загадоч­ные блики от тлеющего в хижи­не   очага,   отражаясь   на   их   по­лированной   поверхности,   прида­вали  неповторимый,  фантастиче­ский   вид   как   бы   застывшим   в оцепенении    лицам.     Серьезные, сосредоточенные лики, геометри­чески смело вырубленные черты лица,   непропорционально   боль­шие головы над крохотными туловищами. Примитив? Да полно­те,- было бы попросту нечестно назвать это примитивом. Тончай­шие психологические характери­стики, порыв души, страсть, муд­рость   застыли   в  этих  масках.

—  А почему только маски? — разговорившись, спросил я у го­степриимного 78-летнего хозяина.

—  Почему одни маски? — в раз­думье повторил Джохэ. Это тра­диция, если хотите вера. Для нас, африканцев, маска, деревянная скульптура — это не украшение, а предмет поклонения, изображе­ние почитаемого предка. А голо­ва — это не только вместилище разума, но и души, место, куда душа может вернуться. Вот поче­му африканская скульптура — это прежде всего изображение головы — большой, заслоняющей все остальные детали. А чаще всего это одна голова — маска. Подлинная стихия маски — танец. В ритуальных плясках и жан­ровых хореографических сцен­ках, воссоздающих картины по­вседневной жизни африканской деревни, повсюду маски украша­ют головы танцоров. Быть мо­жет, именно в танце ключ к по­ниманию некоторых масок, их затейливого убранства...

Танцы — это  жизненная  потреб­ность   африканцев,   воспитываю­щая  в  них  силу,  ловкость,  под­готавливающая  к  борьбе  с  при­родой.    Очень   многие   африкан­ские пляски возникли в процессе трудовой деятельности, в частно­сти во время полевых работ. Ча­рующие ритмы народной музыки, под аккомпанемент которой кре­стьяне   обрабатывают  свои  поля, как бы сплачивают работающих, облегчают их коллективный труд. Если бы вы могли перенестись в тропические   дебри,  на   гудящую от праздничного топота  деревен­скую   площадь,   окутанную   мра­ком   африканской   ночи!   Только здесь   можно   понять смысл,   ус­лышать биение сердца народного танца.

1[2]34
Оглавление