Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
С каким самозабвением и отрешенностью танцуют африканцы, с каким вниманием следят за танцорами, их односельчане. Порой кажется, что танцоры и зрители настолько вжились в образ, погрузились в стихию ритма, что совершенно забыли о своей будничной жизни, полной трудностей и невзгод. У многих африканских племен и народностей ость специальные танцевальные одеяния, поражающие яркостью расцветок, сочетанием тонов, необычностью фасонов. Танцы непременно сопровождаются хоровым пением. Грохочут, отбивая сложные ритмы, тамтамы, которым вторят африканские виолончели — банджо, тонкими голосами выводят мелодию балафоны.
Но не надо сводить искусство Африки лишь к маскам и танцам. С завоеванием независимости, с появлением крупных городов с домами, неприступными для насекомых и с установками для кондиционирования воздуха, на всем континенте расцвело множество школ живописи и графики. Некоторые из них с первых же дней ударились в подражание западному абстракционизму, другие, напротив, черпают творческие силы в живительном источнике народного творчества. Одна из таких школ, известная ныне во всем мире под названием Пото-Пото, родилась немногим более пятнадцати лет назад в столице правобережного Конго — Браззавиле. Тогдашние хозяева этой страны французы палец о палец не ударили для того, чтобы поддержать африканских художников. Молодым энтузиастам, объединившимся вокруг известного живописца и искусствоведа Пьера Лода, пришлось поселиться в самом бедном и неблагоустроенном районе Браззавиля, у песчаного пляжа на берегу полноводного Конго. Отсюда и произошло название этой группы африканских живописцев. В переводе с языка лингала Пото-Пото означает «пляж», «песок».
Лиха беда начало. Создав коммуну, художники на первых порах зарабатывали на жизнь кто как мог. Но вот однажды Пьер Лод принес в мастерскую несколько образцов народного творчества пигмеев — рисунки на коре, схематическую резьбу на рогах антилопы. Они были так новы, так необычны даже для африканского глаза, что сразу же покорили всех присутствующих. Именно искусство пигмеев — малочисленного низкорослого народа, живущего в непроходимых тропических чащобах Экваториальной Африки, — легло в основу стиля, принесшего известность мастерам из Браззавиля. Слово «Пото-Пото» стало ассоциироваться с новой школой в африканской живописи.
Вслед за первыми опытами и не-
удачами быстро пришло признание. Небольшие рисунки мастеров Пото-Пото, исполненные темперой на цветной бумаге, стали охотно покупаться браззавильцами. Их тематика — танцевальные сюжеты, охотничьи эпизоды, бытовые сценки были понятны и близки африканцам. Простотой отличается и техника исполнения. Несколько смелых штрихов, неожиданный поворот, удачно подобранное сочетание красок передают и движение, и настроение героев Пото-Пото