Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::ОКТЯБРЬ::}

В мире маски

С каким самозабвением и отрешенностью    танцуют    афри­канцы,  с  каким  вниманием  сле­дят за танцорами, их односельча­не. Порой кажется,  что танцоры и  зрители  настолько  вжились  в образ, погрузились в стихию рит­ма, что совершенно забыли о сво­ей    будничной    жизни,    полной трудностей и невзгод. У многих африканских племен и народностей    ость    специальные танцевальные одеяния, поражаю­щие яркостью расцветок, сочетанием тонов, необычностью фасо­нов. Танцы непременно сопро­вождаются хоровым пением. Гро­хочут, отбивая сложные ритмы, тамтамы, которым вторят афри­канские виолончели — банджо, тонкими голосами выводят мело­дию балафоны.

Но   не   надо   сводить   искусство Африки  лишь  к  маскам  и  тан­цам.   С  завоеванием  независимо­сти, с появлением    крупных   го­родов   с домами,   неприступными для насекомых и с установками для  кондиционирования воздуха, на    всем    континенте    расцвело множество школ живописи и гра­фики.  Некоторые  из них с пер­вых же дней ударились в подра­жание западному абстракциониз­му,    другие,    напротив,    черпают творческие силы в живительном источнике народного творчества. Одна   из   таких  школ,   известная ныне   во   всем   мире   под   назва­нием Пото-Пото, родилась немно­гим более пятнадцати лет назад в   столице   правобережного   Кон­го — Браззавиле.   Тогдашние   хо­зяева     этой    страны    французы палец о палец   не   ударили для того, чтобы поддержать африкан­ских  художников.   Молодым   эн­тузиастам,   объединившимся   вокруг известного живописца и ис­кусствоведа Пьера Лода, при­шлось поселиться в самом бед­ном и неблагоустроенном районе Браззавиля, у песчаного пляжа на берегу полноводного Конго. От­сюда и произошло название этой группы африканских живопис­цев. В переводе с языка лингала Пото-Пото означает «пляж», «пе­сок».

Лиха беда начало. Создав комму­ну, художники на первых порах зарабатывали на жизнь кто как мог.   Но  вот  однажды  Пьер  Лод принес   в  мастерскую   несколько образцов    народного    творчества пигмеев — рисунки на  коре,  схе­матическую  резьбу на рогах  ан­тилопы. Они были так новы, так необычны даже для африканско­го глаза, что сразу же покорили всех     присутствующих.     Именно искусство пигмеев — малочислен­ного низкорослого народа, живу­щего   в   непроходимых   тропиче­ских     чащобах    Экваториальной Африки, — легло в основу стиля, принесшего    известность    масте­рам из Браззавиля. Слово «Пото-Пото»   стало   ассоциироваться   с новой    школой    в    африканской живописи.

Вслед за первыми опытами и не-

удачами быстро пришло призна­ние.   Небольшие   рисунки   масте­ров Пото-Пото, исполненные тем­перой на цветной бумаге,  стали охотно покупаться браззавильцами. Их тематика — танцевальные сюжеты, охотничьи эпизоды, бы­товые   сценки   были   понятны   и близки    африканцам.    Простотой отличается   и   техника   исполне­ния. Несколько смелых штрихов, неожиданный     поворот,     удачно подобранное     сочетание     красок передают и движение, и настрое­ние героев Пото-Пото

12[3]4
Оглавление