Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::ОКТЯБРЬ::}

Тысяча зимовий - тысяча сокровищ

   как основа   производственного   комп­лекса  будущего  Мангышлака. В   1961 г. были   открыты первые крупные месторождения нефти — Узень   и   Жетыбай.   По   запасам нефти Узень превосходит Туймазинский район Башкирии. Летом 1965 г. отсюда отправился пер­вый поезд цистерн с нефтью на Гурьевский нефтеперерабатыва­ющий завод, и до середины 1966 г. промысел выдал стране первый миллион тонн нефти. Одновременно с нефтью открыва­ются и природные газы, общие запасы которых на Мангышлаке превышают триллион кубомет­ров.

Представления о размещении и запасах нефти и газов все рас­ширяются. Это часть огромной территории, включающей в себя нефтегазоносное окружение Кас­пийского моря и простирающей­ся под его водами. Крупные успехи в разведке недр полуострова сокровищ послужи­ли XXIII съезду КПСС основа­нием принять решение «ускорить создание нового крупного района нефтедобывающей промышленно­сти да полуострове Мангышлак», чтобы уже к 1970 г. довести добы­чу там нефти до 15 млн. т. Это означает, что к концу пяти­летия Мангышлак почти догонит Бакинский район. Нефть становится преобразова­телем природы и хозяйства Ман­гышлака. Уже теперь, на началь­ном этапе освоения богатств полуострова, нефть вызвала суще­ственные изменения в его хозяй­стве. На месте селения Актау, на берегу Каспийского моря, у по­рога пустыни, возник (1964 г.) город и морской порт Шевченко с 60-тысячным населением, зда­ниями из светлого сарматского известняка, с улицами, украшен­ными цветами, кустарниками, деревьями, а в ближайших при­городах с плодово-ягодным пи­томником и бахчами. Такова «сто­лица» нового Мангышлака и одновременно его транспортный узел. Около Шевченко, на берегу Каспия, построена большая опыт­ная установка для опреснения морской воды.

Сейчас обсуждается вопрос, где лучше и с меньшими расходами перерабатывать мангышлакскую нефть. Нефтепровод дает выход нефти Узеня и Жетыбая в Шев­ченковский порт, отсюда она пе­рекачивается в морские танкеры и направляется на нефтеперера­батывающие заводы. Нефть вы­возится и по новой железной до­роге. Но высокопарафинистая нефть Мангышлака крайне не­удобна для транспортировки: она твердеет даже при температуре +30,  +33°. Перекачка нефти по трубопроводу и с одного вида транспорта на другой, перевозка в танкерах и цистернах сопряже­ны с большими расходами на ее подогрев. Отсюда целесообраз­ность постройки нефтеперераба­тывающего завода на Мангышла­ке, специализированного на пере­работке «своей особой нефти». Нефтяная промышленность Ман­гышлака будет нуждаться в сер­ной кислоте; без нее нельзя пол­ноценно использовать и мангышлакские фосфориты. Вблизи Мангышлака серную кислоту про­изводит Карабогазский химиче­ский комбинат. При создании производственных связей мест­ных нефти, газов и фосфоритов с привозной серной кислотой Мангышлак может стать районом сложной химической промышлен­ности. Но она потребует больших количеств пресной воды. Сейчас Мангышлак еще рассмат­ривается как район «Тысячи зи­мовий». Но уже пришли в пу­стыню люди, и извечную тишину прорвали звуки буровых устано­вок, шум моторов, гудки авто­мобилей.

 

12[3]
Оглавление