Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
как основа производственного комплекса будущего Мангышлака. В 1961 г. были открыты первые крупные месторождения нефти — Узень и Жетыбай. По запасам нефти Узень превосходит Туймазинский район Башкирии. Летом 1965 г. отсюда отправился первый поезд цистерн с нефтью на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод, и до середины 1966 г. промысел выдал стране первый миллион тонн нефти. Одновременно с нефтью открываются и природные газы, общие запасы которых на Мангышлаке превышают триллион кубометров.
Представления о размещении и запасах нефти и газов все расширяются. Это часть огромной территории, включающей в себя нефтегазоносное окружение Каспийского моря и простирающейся под его водами. Крупные успехи в разведке недр полуострова сокровищ послужили XXIII съезду КПСС основанием принять решение «ускорить создание нового крупного района нефтедобывающей промышленности да полуострове Мангышлак», чтобы уже к 1970 г. довести добычу там нефти до 15 млн. т. Это означает, что к концу пятилетия Мангышлак почти догонит Бакинский район. Нефть становится преобразователем природы и хозяйства Мангышлака. Уже теперь, на начальном этапе освоения богатств полуострова, нефть вызвала существенные изменения в его хозяйстве. На месте селения Актау, на берегу Каспийского моря, у порога пустыни, возник (1964 г.) город и морской порт Шевченко с 60-тысячным населением, зданиями из светлого сарматского известняка, с улицами, украшенными цветами, кустарниками, деревьями, а в ближайших пригородах с плодово-ягодным питомником и бахчами. Такова «столица» нового Мангышлака и одновременно его транспортный узел. Около Шевченко, на берегу Каспия, построена большая опытная установка для опреснения морской воды.
Сейчас обсуждается вопрос, где лучше и с меньшими расходами перерабатывать мангышлакскую нефть. Нефтепровод дает выход нефти Узеня и Жетыбая в Шевченковский порт, отсюда она перекачивается в морские танкеры и направляется на нефтеперерабатывающие заводы. Нефть вывозится и по новой железной дороге. Но высокопарафинистая нефть Мангышлака крайне неудобна для транспортировки: она твердеет даже при температуре +30, +33°. Перекачка нефти по трубопроводу и с одного вида транспорта на другой, перевозка в танкерах и цистернах сопряжены с большими расходами на ее подогрев. Отсюда целесообразность постройки нефтеперерабатывающего завода на Мангышлаке, специализированного на переработке «своей особой нефти». Нефтяная промышленность Мангышлака будет нуждаться в серной кислоте; без нее нельзя полноценно использовать и мангышлакские фосфориты. Вблизи Мангышлака серную кислоту производит Карабогазский химический комбинат. При создании производственных связей местных нефти, газов и фосфоритов с привозной серной кислотой Мангышлак может стать районом сложной химической промышленности. Но она потребует больших количеств пресной воды. Сейчас Мангышлак еще рассматривается как район «Тысячи зимовий». Но уже пришли в пустыню люди, и извечную тишину прорвали звуки буровых установок, шум моторов, гудки автомобилей.