Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::ОКТЯБРЬ::}

В лесах и на горах

К 150-летию со дня рождения И. И. Мельникова-Печерского

О.   Землянова-Дмитровская

Заволжье. Глухие чащобы костромских и керженских лесов... В прошлом веке здесь в полной неприкосновенности старообрядцы-раскольники сохраняли обычаи и нравы допетровской Руси. В русской художественной литературе первый открыл эти неведомые места, своеобразную жизнь вымирающих представителей «древляго благочестия» писатель П. И. Мельников. «Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры как зачиналась земля русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь исстари на чистоте стоит — какова была при прадедах, та-товая хранится до наших дней», — начинает он свой известный роман «В лесах». Гонимые царским правительством приверженцы «старой веры» старались упрятать скиты подальше от глаз начальства в глуши лесов. Но чиновники сумели добраться и сюда. Одним из них был бывший учитель, великолепный знаток истории раскола Павел Иванович Мельников. По   долгу   службы   часто   бывая  в скитах, ученый, чиновник «особых поручений» еще глубже проник в сокровенные тайники этой жизни, в ее историческое прошлое, заглянул в темный, непроницаемый мир глубокой старины.

Он стал свидетелем того, как за-волжане хранят дедовские предания, поют обрядовые песни и справляют празднества в честь бога Ярилы, провожают зиму, жгут масленицу... Книги его открыли читателю целый мир русской жизни, противоречивый и поэтичный. С любовью и уважением отзывается Мельников о талантах русских людей, об их стойкости и мужестве, о горькой жизни трудового народа. Он рассказывает о промыслах, которыми кормятся крестьяне: одни идут в бурлаки либо гонят гурты скота, другие нанимаются в рыболовецкие ватаги или занимаются дома приготовлением снастей. Но «...как и везде, барыши достаются не рабочему люду, а скупщикам да хозяевам... Работая из-за низкой платы, бедняки век свой живут ровно в кабале, выбиться из

нее и подумать не смеют», — горестно заключает писатель. Описывает Мельников и жизнь раскольничьих скитов, при этом писатель разоблачает внешний аскетизм, за которым таятся ханжество, разврат и корыстолюбие. «В скитах завсегда грех со спасением по-соседски живут. Пустосвяты они, дармоеды!»—обличает один из любимых героев Мельникова, Потап Максимович Чапурин.

Много пришлось Павлу Ивановичу ездить по Руси, и его редкая память запечатлевала целые галереи образов и картин. На 35-летнем юбилее литературной деятельности П. И. Мельников сказал о себе: «И где-то не доводилось бывать! И в лесах, и на горах, и в болотах, и в тундрах, и в рудниках, на крестьянских полатях и в тесных кельях, в скитах и во дворцах — всего не перечтешь. И где бы ни был, что ни видел, что ни слышал, все твердо помню. Вздумалось мне писать: ну, думаю, давай писать, и стал писать — «по памяти, как по грамоте», как гласит     старинное     присловье».

Еще в молодые годы писатель совершил большое по тому времени путешествие из Тамбовской губернии в Сибирь. Он подробно описал его в очерках, так и озаглавленных: «Дорожные записки». Зоркий взгляд отмечал встреченное: местные промыслы, особенности быта и даже каждую мелочь, присущую этому краю. Он замечал, например, что в камских лугах траву косят не косой, а «горбушей», а сено укладывают не в стога, а «зарядами».

Ездил П. И. Мельников главным образом на перекладных и в пути наслаждался красотой русской природы. Он не только подробно рассказывает о каждом городе, встреченном на пути, но и излагает историю этих мест, уделяя особое внимание быту, состоянию промышленности. Так, описывая соляные промыслы Пермской губернии, Мельников обращается к далекому прошлому и вспоминает историю их возникновения.

[1]2
Оглавление