Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
М. Синеглазова
Ковроделие — один из видов ручного ткачества, которое возникло и развивалось с глубокой древности в среде кочевых и полукочевых племен на обширных степных пространствах юго-восточной и северо-западной Азии. Полукочевые племена из поколения в поколение хранили и развивали традиции этого замечательного искусства. В повседневном живом восприятии окружающего мира формировалась одна из привлекательнейших черт национального искусства узбеков — художественный вкус. Ковровые изделия — украшения интерьера — всегда были связаны с традиционным типом жилища, с бытом, обычаями и обрядами. Крупные ковры — жулхирсы (ворсовые самаркандские ковры), паласы (безворсовые ковры), дастарханы (скатерти-столы) — изготовлялись обычно к свадьбе в семье невесты, составляя часть приданого. В свадебном ритуале они занимали значительное место. Тканой скатертью, например, покрывали невесту, выражая этим пожелание ей материнского счастья, благополучия.
В прошлом столетии ковроделие в Средней Азии было преимущественно женским домашним промыслом. Искусство ковроделия было широко распространено среди полукочевых групп узбеков, в хозяйстве которых большую роль играло овцеводство. Из многочисленных ковровых изделий того времени наибольшим спросом пользовались ворсовые самаркандские ковры — жулхирсы с крупным декоративным рисунком на темно-красном фоне, с высоким ворсом, делающим их похожими на шкуру медведя. В некоторых местах Самаркандской области до сих пор сохранился один из древних способов тканья ковровых изделий. Женщины ткут традиционные ворсовые и безворсовые ковры. Вырабатываются они из овечьей шерсти двух сортов. Обрабатывают шерсть женщины: сортируют, моют, взбивают. Пряжу выпрядают веретеном, снабженным глиняным или деревянным пряслицем.
При крашении пряжи в прошлом пользовались растительными красителями: корнем руян марена, широко известным в Средней Азии, травой испарак. Пряжа получалась различных оттенков — красного и желтого цветов. Помимо основных цветов употребляли пряжу естественных цветов шерсти: черного и белого. В начале нашего столетия на смену нежным, насыщенным тонам растительных красок пришли резкие, ядовитые тона анилиновых красителей. Это, по-видимому, было одной из причин того, что спрос, в частности на самаркандские ворсовые ковры, снизился. Жулхирсы начала XX