Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::ОКТЯБРЬ::}

Самаркандское рукоделие

М.   Синеглазова

Ковроделие — один из видов руч­ного ткачества, которое возникло и развивалось  с  глубокой древ­ности в  среде  кочевых  и полу­кочевых   племен   на   обширных степных    пространствах   юго-во­сточной и северо-западной Азии. Полукочевые   племена   из   поко­ления   в   поколение   хранили   и развивали традиции этого  заме­чательного искусства.  В повсед­невном живом восприятии окру­жающего    мира    формировалась одна     из     привлекательнейших черт национального искусства уз­беков — художественный       вкус. Ковровые    изделия — украшения интерьера — всегда   были   связа­ны  с  традиционным  типом  жи­лища, с бытом,  обычаями и об­рядами.   Крупные   ковры — жулхирсы   (ворсовые   самаркандские ковры),     паласы     (безворсовые ковры),    дастарханы    (скатерти-столы) — изготовлялись     обычно к  свадьбе  в  семье  невесты,   со­ставляя часть приданого. В сва­дебном   ритуале   они   занимали значительное место. Тканой ска­тертью, например, покрывали не­весту, выражая этим пожелание ей  материнского  счастья,  благо­получия.

В прошлом столетии ковроделие в Средней Азии было преимуще­ственно женским домашним про­мыслом.    Искусство    ковроделия было     широко     распространено среди   полукочевых   групп   узбе­ков,  в  хозяйстве  которых  боль­шую   роль   играло   овцеводство. Из многочисленных ковровых из­делий того времени наибольшим спросом   пользовались   ворсовые самаркандские   ковры — жулхирсы с крупным декоративным ри­сунком на  темно-красном   фоне, с высоким ворсом, делающим их похожими   на   шкуру   медведя. В некоторых местах Самарканд­ской  области до сих пор сохра­нился один из древних способов тканья  ковровых изделий.  Жен­щины ткут традиционные ворсо­вые   и   безворсовые   ковры.   Вы­рабатываются    они   из    овечьей шерсти   двух   сортов.   Обрабаты­вают   шерсть   женщины:   сорти­руют,   моют,   взбивают.   Пряжу выпрядают   веретеном,   снабжен­ным глиняным или деревянным пряслицем.

При крашении пряжи в прош­лом пользовались растительными красителями: корнем руян маре­на, широко известным в Сред­ней Азии, травой испарак. Пря­жа    получалась   различных    оттенков — красного     и     желтого цветов.   Помимо   основных   цве­тов   употребляли   пряжу   естест­венных   цветов   шерсти:   черного и белого. В начале нашего сто­летия  на  смену нежным,  насы­щенным тонам растительных кра­сок    пришли    резкие,    ядовитые тона     анилиновых     красителей. Это, по-видимому, было одной из причин того, что спрос, в част­ности   на   самаркандские   ворсо­вые ковры, снизился. Жулхирсы  начала  XX

[1]2
Оглавление