Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

{::ОКТЯБРЬ::}

Самаркандское рукоделие

  в.  и  по­следующих   лет,   которые   выра­батывались     главным     образом для нужд семьи и крайне редко на   продажу,   отличаются   боль­шим   богатством  и  разнообрази­ем узоров. Узор жулхирса круп­ный,   декоративный   с   немного­численной  цветовой  гаммой.   На центральном поле располагаются ряды  медальонов,   сочетающиеся с другими свободно расположен­ными    фигурами.   В    орнаменте самаркандских     ворсовых     ков­ров   много   общего   с  беширскими   и   андижанскими   узбекски­ми коврами,   с каракалпакскими ворсовыми     дорожками,      турк­менскими и казахскими войлоч­ными   коврами,   с   киргизскими циновками.  Лучшими считаются ковры, в орнаменте централь­ного поля которых присутству­ют элементы орнамента турк­менских ковров, В последние 20—30 лет геометрический ор­намент жулхирсов значительно пополнился растительным орна­ментом. Вновь созданные узоры самаркандских жулхирсов при­ятно сочетаются с традицион­ными узорами, связанными с да­леким прошлым народа, с его экономическим укладом. Ткутся ковровые изделия на узконавойном горизонтальном ста­не,    прототипе    древнего    стана, в прошлом широко распростра­ненного на территории Средней Азии, Казахстана, Поволжья. Станок очень прост по конструк­ции, легко собирается и разби­рается, транспортабелен. Длинные ковровые дорожки, вы­тканные на таком стане, сшива­ют продольными сторонами, по­лучается ковер с четким, правиль­ным рисунком. Кайма жулхирса ткется либо отдельно, либо вместе с основным ковровым по­лотнищем.

Жулхирсами застилают ту часть пола комнаты, на которой обычно размещаются гости и самые старшие уважаемые члены семьи, паласами — всю остальную до двери. Наблюдая производство ковров в Самаркандской обла­сти, мы выяснили один из воз­можных путей происхождения современных ковров, убедились в большом разнообразии и бо­гатстве ковровых узоров, в не­обыкновенной гармонии и гамме красок — результате многовеко­вого опыта народных умельцев, сохранивших до наших дней один из древних способов руч­ного   ткачества.

 

1[2]
Оглавление